Зачем переходить на иммерсивное сведение?
Emre Ramazanoglu – продюсер, звукорежиссер и аранжировщик, живущий в Лондоне, определяет своё звучание как “недееспособный поп”. На его счету работа с такими именами, как NoelGallagher, LilyAllen, SteamDown, TheonCross, DavidHolmes, PalomaFaith, CarlyRaeJepsonи многими другими.
Около 5 лет назад меня заинтриговал иммерсивный звук – находясь в Лондонском Genelec Experience Center, я услышал некоторые вещи Imogen Heap,сделанные в формате Atmos. Я немного почитал по этой теме, разобрался в процессе сведения по принципу “фон/объект”, и это в итоге подогрело мой интерес.
Я понял, что иммерсивный формат - штука доступная для публики, и бинауральные источники могут отлично звучать сами по себе. Для меня это могло бы стать новым форматом работы в целом, а не просто продуктом премиум-класса. Поэтому я решил поговорить с ребятами из Dolby, чтобы решить, как лучше всего перейти на иммерсивный формат.
Апгрейд рабочего помещения
У меня есть небольшая комната для сведения и аудиопроизводства размером 4х3 метра, и она уже была битком забита моей стерео системой! Я проконсультировался с Andy Bensley из Genelec, и мы начали проектировать продуманную установку 7.2.4, которая могла бы справиться с контролем низких частот и поместилась бы в этом пространстве. У меня есть отличные интерфейсы с огромным количеством входов и выходов, поэтому проблем с выделенными выходами не было, и мне в итоге удалось полностью разделить свое оборудование для Atmos и для стерео.
Помимо мониторов Genelec 8351, моя система иммерсивного мониторинга состоит из мониторов 8330 для объема, сабвуферов Genelec 7360 и мониторов 8320 на верхнем уровне. Очень важным оказалось программное обеспечение GLM - оно помогло соединить все вместе и наладить работу без перебоев, а сочетание компактности мониторов и их существенной мощность – особенно важно для меня, поскольку места у меня не так уж много.
Рабочий процесс для иммерсивного звука
Работа с иммерсивным звуком - это принципиально новый процесс. Многие проекты крупных лейблов предполагают работу со стемами и подгонки Atmos-микса к стереомастерингу, только в иммерсивном пространстве. Если стемы не были созданы аккуратно или были сгруппированы в неправильном порядке, то это может вызвать проблемы.
Если опустить технические подробности, я бы описал сведение в стерео как покраску стены, а иммерсивное сведение больше похоже на покраску стены, потолка, всех других стен в комнате и пустого пространства между ними! Это дает огромные плюсы в плане динамики, четкости и пространственности, но при этом есть вероятность сделать миксы более «мягкими», чем стереоверсии, а для меня это неприемлемо. Я трачу много усилий на сохранение энергии фонограммы, особенно при бинауральном рендере.
Новый стандарт
Я занимаюсь работой с иммерсивным звуком в основном для синглов крупных лейблов - как для начинающих, так и для уже известных исполнителей, а также для некоторых проектов джазовых и классических альбомов и новых британских исполнителей, таких как Steam Down, Theon Cross и многих других. Мы живем в очень интересные времена. Сейчас мы даже обсуждаем проект нового альбома так, чтобы мы могли использовать преимущества Atmos уже на ранних стадиях записи. Это может быть поистине интересно.
Я также думаю, что решение Apple Music о сотрудничестве с Dolby меняет правила игры - они продвигают иммерсивность как новый стандарт, это очень важный шаг в создании новых норм. Я очень взволнован этим, и, думаю, мне очень повезло, что я уже работаю в сфере иммерсивного микширования.
Мой совет всем, кто собирается погрузиться в иммерсивный звук – загрузите программу для рендеринга, изучите ее вдоль и поперек, начните с наушников и как можно скорее переходите к иммерсивной системе мониторинга. Это звучит как вызов, но когда вы уже втянулись, то нет ничего лучше, чем ощущение того, что вы действительно окружены своим миксом!